Почему это блюдо лiцвiны называют колдуны, а литовцы (то есть бывшие аукштайты и жемойты - они же жмудь в старорусских летописях, которые сейчас называются литовцами или летувисами) их клон - цепеллинами (они же диджкукулиай)? В чём здесь волшебство? А чтоб всех окончательно запутать. А началось все именно с путаницы в исторических названиях.
Колдуй баба, колдуй дед.... Историю пишут победители, причем не всегда учтиво. Скорее, грубовато и наспех - время торопит: нужно лавровые венки раздавать и награды а не корпеть в кабинетах в поиске мало мальски достоверных фактов и обстоятельств... Раньше проще было - пришел, увидел, победил, сжег библиотеку! От Александрии до Москвы Ивана Грозного - везде прокатывало.
Точно так же с Беларусью (Белой Русью, Белоруссией) и Литвой. Жило было себе конфедеративное государство (жемайтско-аукштайтстко-ятвяжско-русское), наверное, самое большое в Европе средневековой по площади, возможно, самое богатое по этой же причине. Держалось себе в порядке сотни лет. Называлось ВКЛ (Великое Княжество Литовское). С преимущественным управлением этническими балтами, быстро ославянившимися за пару сотен лет, и преимущественным населением русскими.
В то время, когда Речь Посполитая, в которую входили (ЕС и НАТО в одном лице) Польша и ВКЛ осваивали производство порядка 50-ти сортов колбасы в промышленных масштабах, в Московии, затрапезном и далеком Улусе русских князей чахнувшей династии Рюриковичей, только учились запекать ершей в кляре из ржаной муки. Сташно далеки были кулинарные школы московитов-тартарцев, популяризировавших деспотизм и автократию как средство управления государством, и в демократично управляемых на основе магдебургского права городах литвинов, постепенно перенимавших идущее через союзных и близких этнически поляков искусство французской кухни с фаршем, соусами и различными способами температурной обработки блюд.
При чем здесь колдуны, цеппелины и литвины-литовцы? - спросите вы. Да потому что, прежде чем научиться готовить настоящие колдуны, надо разобраться хорошенько в истории, а то ведь непонятно - с чем их подавать надо - чесночным соусом или сметаной с мелко подмешанным укропом? Это вам не история - это еда, ее не перепишешь! Вот судите сами. Раньше русские ВКЛ называли себя литвинами, а жемойты себя - жемойтами, аукштайты - аукштайтами. А потом после шалостей Владимира Ильича с картой Российской империи вдруг нарисовалась какая-то Литва, мигрировавшая от Новогрудка почему-то в сторону Тракая и Клайпеды. И жемойты-акштайты уже становятся литвинами, а русскоговорящий народ ВКЛ - северо-западным краем России. А потом, спасибо Большевикам, почему-то белорусами. Хотя Белой Русью звалась ранее Смоленская и Брянская, часть Могилевской губернии, населенных предками кривичей, входивших в семью братских народов ВКЛ.
Итак, мы уже поняли, что нынешняя карта Европы, прислонившаяся к России, является сплошной мистификацией. Большая империя, собранная на костях проигравших вчистую московитам государств, постаралась изгладить из памяти народов их историческое прошлое. Но... до конца это не получилось, потому что сакральные знания о своей идентичности передавались не в запрещенных сказках и песнях, а в случайным образом не попавшим под пристальное внимание жандармов русского царя блюдах национальной кухни. Вообще-то говоря, самым верным способом проводить границы в современном мире является не разделение по наречиям и диалектам, строю одежды или орнаментальным привычкам рукодельниц сельских, а способы приготовления еды - кулинария!
Не прав был Карский - не учел он влияние цеппелинов на маркировку границ между Аукштайтами и литовцами.
Я считаю, что граница между балтскими племенами и славянами на территории нынешних Литвы и Беларуси должна проходить по линии приготовления цепеллинов! Если из картошки и куска мяса готовишь цепеллины - литовец. Если колдуны - беларус! Всё просто и поянтно. Казалось бы - в чём разница, спросите вы? Да в самом главном - подходе! Цепеллины - исключительно европейский подход к клёцкам - их ВАРЯТ! А колдуны - след азиатского подхода к тесту, пусть и картофельному - его ЖАРЯТ, а потом, возможно, еще и томят. Так что белорусы - скифы мы, и следы кочевой жизни наших пра-предков сказываются даже сейчас на таких, казалось бы,отдаленных предметах нашего быта.
Теперь, когда все стало на свои места, спокойно подойдем к рецепту колдунов.
Ингредиенты:
Способ приготовления:
На раскаленной до температуры выпекания блинов сковороде (хорошо смазанной салом или сдобренной растительным маслом) с помощью столовой ложки из приготовленной картофельной массы сформуйте основы лепёшек, точно так же, как если бы вы готовили драники или оладьи. Затем, не мешкая выложите в центр каждого будущего колдуна приплюснутый комочек фарша, а сверху ложкой налейте тесто, чтобы оно полностью покрывало мясо.
Когда с одной стороны колдуны обжарятся, аккуратно переверните их на "сырую" сторону. Потом обжарьте с другой стороны до образования румяной корочки.
В принципе - уже можно подавать со сметаной на стол.... Это по сути эрзац, пригодный для наслаждения... Но! Если вы готовы потратить еще пару минут - вас ждет заслуженная награда. Итак, не поленитесь переложить получившиеся колдуны в утятницу, залейте растопленным сливочным маслом, добавьте немного бульона или просто воды и оставьте в духовке на 30 минут. Пусть кипящая водно-масляная эмульсия пропитает насквозь колдуны, а когда через пол часа она ожидаемо испарится, вы получите блюдо, от которого не отказываются даже люди, болеющие хроническими неприятностями желудочно-кишечного тракта.
При подача сверху полейте свиным жиром-шкварками, посыпьте мелко рубленным укропом, на стол поставьте сметану, крепкие спиртные. Но учтите - колдуны коварны! Они приносят чувство насыщения, перерастающие в позывы к исполнению народных белорусских песен. Или не народных, но исполняемых Песнярами.
И ещё. Будьте бдительны! Один средний колдун приносит вам около 1000 Килокалорий.
Колдуй баба, колдуй дед.... Историю пишут победители, причем не всегда учтиво. Скорее, грубовато и наспех - время торопит: нужно лавровые венки раздавать и награды а не корпеть в кабинетах в поиске мало мальски достоверных фактов и обстоятельств... Раньше проще было - пришел, увидел, победил, сжег библиотеку! От Александрии до Москвы Ивана Грозного - везде прокатывало.
Точно так же с Беларусью (Белой Русью, Белоруссией) и Литвой. Жило было себе конфедеративное государство (жемайтско-аукштайтстко-ятвяжско-русское), наверное, самое большое в Европе средневековой по площади, возможно, самое богатое по этой же причине. Держалось себе в порядке сотни лет. Называлось ВКЛ (Великое Княжество Литовское). С преимущественным управлением этническими балтами, быстро ославянившимися за пару сотен лет, и преимущественным населением русскими.
В то время, когда Речь Посполитая, в которую входили (ЕС и НАТО в одном лице) Польша и ВКЛ осваивали производство порядка 50-ти сортов колбасы в промышленных масштабах, в Московии, затрапезном и далеком Улусе русских князей чахнувшей династии Рюриковичей, только учились запекать ершей в кляре из ржаной муки. Сташно далеки были кулинарные школы московитов-тартарцев, популяризировавших деспотизм и автократию как средство управления государством, и в демократично управляемых на основе магдебургского права городах литвинов, постепенно перенимавших идущее через союзных и близких этнически поляков искусство французской кухни с фаршем, соусами и различными способами температурной обработки блюд.
При чем здесь колдуны, цеппелины и литвины-литовцы? - спросите вы. Да потому что, прежде чем научиться готовить настоящие колдуны, надо разобраться хорошенько в истории, а то ведь непонятно - с чем их подавать надо - чесночным соусом или сметаной с мелко подмешанным укропом? Это вам не история - это еда, ее не перепишешь! Вот судите сами. Раньше русские ВКЛ называли себя литвинами, а жемойты себя - жемойтами, аукштайты - аукштайтами. А потом после шалостей Владимира Ильича с картой Российской империи вдруг нарисовалась какая-то Литва, мигрировавшая от Новогрудка почему-то в сторону Тракая и Клайпеды. И жемойты-акштайты уже становятся литвинами, а русскоговорящий народ ВКЛ - северо-западным краем России. А потом, спасибо Большевикам, почему-то белорусами. Хотя Белой Русью звалась ранее Смоленская и Брянская, часть Могилевской губернии, населенных предками кривичей, входивших в семью братских народов ВКЛ.
Итак, мы уже поняли, что нынешняя карта Европы, прислонившаяся к России, является сплошной мистификацией. Большая империя, собранная на костях проигравших вчистую московитам государств, постаралась изгладить из памяти народов их историческое прошлое. Но... до конца это не получилось, потому что сакральные знания о своей идентичности передавались не в запрещенных сказках и песнях, а в случайным образом не попавшим под пристальное внимание жандармов русского царя блюдах национальной кухни. Вообще-то говоря, самым верным способом проводить границы в современном мире является не разделение по наречиям и диалектам, строю одежды или орнаментальным привычкам рукодельниц сельских, а способы приготовления еды - кулинария!
Не прав был Карский - не учел он влияние цеппелинов на маркировку границ между Аукштайтами и литовцами.
Я считаю, что граница между балтскими племенами и славянами на территории нынешних Литвы и Беларуси должна проходить по линии приготовления цепеллинов! Если из картошки и куска мяса готовишь цепеллины - литовец. Если колдуны - беларус! Всё просто и поянтно. Казалось бы - в чём разница, спросите вы? Да в самом главном - подходе! Цепеллины - исключительно европейский подход к клёцкам - их ВАРЯТ! А колдуны - след азиатского подхода к тесту, пусть и картофельному - его ЖАРЯТ, а потом, возможно, еще и томят. Так что белорусы - скифы мы, и следы кочевой жизни наших пра-предков сказываются даже сейчас на таких, казалось бы,отдаленных предметах нашего быта.
Теперь, когда все стало на свои места, спокойно подойдем к рецепту колдунов.
Ингредиенты:
- картофель
- мука
- лук
- мясной фарш
- соль и специи
- (при желании - грибы, лучше всего белые)
Способ приготовления:
Сырой картофель натрите на мелкой терке, добавьте муки для загустения массы, чтобы связать оставшуюся воду. Посолите и поперчите, добавьте специи по вкусу. Вбейте в массу пару яиц для придания массе связности и клейкости.
Отдельно приготовьте мясной фарш. Или мясо-грибной - как вы больше любите. Мясо может быть любым - от кролика и курицы до свинины-говядины. И в нём непременно - много мелко рубленого репчатого лука. Это роднит колдуны с пельменями-варениками. Но только это!
На раскаленной до температуры выпекания блинов сковороде (хорошо смазанной салом или сдобренной растительным маслом) с помощью столовой ложки из приготовленной картофельной массы сформуйте основы лепёшек, точно так же, как если бы вы готовили драники или оладьи. Затем, не мешкая выложите в центр каждого будущего колдуна приплюснутый комочек фарша, а сверху ложкой налейте тесто, чтобы оно полностью покрывало мясо.
Когда с одной стороны колдуны обжарятся, аккуратно переверните их на "сырую" сторону. Потом обжарьте с другой стороны до образования румяной корочки.
В принципе - уже можно подавать со сметаной на стол.... Это по сути эрзац, пригодный для наслаждения... Но! Если вы готовы потратить еще пару минут - вас ждет заслуженная награда. Итак, не поленитесь переложить получившиеся колдуны в утятницу, залейте растопленным сливочным маслом, добавьте немного бульона или просто воды и оставьте в духовке на 30 минут. Пусть кипящая водно-масляная эмульсия пропитает насквозь колдуны, а когда через пол часа она ожидаемо испарится, вы получите блюдо, от которого не отказываются даже люди, болеющие хроническими неприятностями желудочно-кишечного тракта.
При подача сверху полейте свиным жиром-шкварками, посыпьте мелко рубленным укропом, на стол поставьте сметану, крепкие спиртные. Но учтите - колдуны коварны! Они приносят чувство насыщения, перерастающие в позывы к исполнению народных белорусских песен. Или не народных, но исполняемых Песнярами.
И ещё. Будьте бдительны! Один средний колдун приносит вам около 1000 Килокалорий.
В общем, не удивляйтесь, когда вы вдруг неожиданно для себя услышите свой голос, вплетающийся в хоровое пение соседей, тянущих дружно "Касiу Ясь канюшыну!".
Комментариев нет:
Отправить комментарий