среда, 10 ноября 2010 г.

2-й кит белорусской кухни. Сало

Почему сало называется салом? Умные люди пишут следующее: Слово "сало" - общеславянское образование от слова "садить" с помощью древнего суффикса *-dl(o), который упростился в -л(о). Согласный "д" в корне также выпал. "Сало", как и "сажа", первоначально означало "осадок": при приготовлении мясных кушаний жир оседал на стенках посуды, на кусках мяса и т.п.
Кстати, в польском до сих пор сало - sadlo.

Вслушайтесь - сало - это садло, седло - то, что осело. Но седло - это еще то, на чем можно сидеть! Действительно - ведь сидим мы на чем? На ж.пе. А ней что есть даже у дистрофиков? Правильно - сало.

В Белоруссии сало может быть только одного вида - свиное. Потомки ариев, предки белорусов - праславяне - и помыслить не могли об убийстве коровы, а овечек они выращивали исключительно для получения шерсти, экспортируемой в Шотландию братьям кельтам, так что курдючное баранье сало в национальной кухне не использовалось.
Но вначале, когда предки нынешних бульбашей двинулись из Поднепровья, Померании и Прибалтики на территорию нынешнего обитания этноса, свиньи еще не были приручены, они существовали только в диком своем, первобытном виде. Со мной могут поспорить специалисты-зоологи. Мол, есть свидетельства раскопок стоянок неолита, и даже чуть ли не каменного века, что, мол, свиньи были приручены не менее 5 000 лет назад, когда праславян еще и не было в помине! Неправда ваша, господа археологи-таксидермисты. Если бы свиньи были известны в древнем мире, они бы точно вошли в рацион питания древнейших богоизбранных. Но у них свинина запрещена к употреблению. А почему? Они что, дурные такие, евреи, чтобы игнорировать сало? Уверяю вас - как раз наоборот. Евреи (поверьте мне, я, как и каждый белорус, прожил бок о бок с ними десятилетия... пока они не стали массово уезжать в распахнувшиеся калитки железного занавеса) очень умные. И тот факт, что свинина была под запретом в их религии, свидетельствует об обратном феномене. Да, древние иудеи слышали рассказы о мифическом диком животном, живущем на Севере Европы. Викинги, приплывавшие пограбить Ближний Восток, много рассказывали о свинине и сале. Их длинные мелодичные саги, распеваемые под треск кострищ догорающих разграбленных деревень, повествовали о походе отважных воинов в священные рощи и о борьбе с диким кабаном Поркином, о победе над ним, свежевании и наслаждении нежным жирным мясом его...

Так что петь - пели, но при этом свинину рыжие эрики никому на Ближнем Востоке не показывали- не арамейцам, ни хеттам ни хурритам. И то правильно - на второй месяц похода, когда оставались последние кусочки сала в походном вещмещке, какой викинг рискнет показать хотя бы шматок сала досужим зевакам? Так можно не только сало потерять, но и свою голову - только дай попробовать...
Так сама по себе и сформировалась легенда. Мол, есть такое чудесное мясо дивного зверя. И пахнет оно амброзией и есть его смачно, а хранится оно сколь угодно долго, но лежит это мясо в чудесных землях, где заведуют ими высшие существа. А раз достать его нельзя ни за какие коврижки, чего зря народ смущать? Он и так был падок к смуте и волнениям во все добиблейские и особенно библейские времена. А все это очень отвлекало от ожидания пророка и ревностного служения верховной и духовной власти. Вот и запретили свинину иносказательно, объявив ее врагом и табу. Богобоязненный народ не смел возражать и торговаться за исключение этой заповеди из анналов не в силу своей рассудительности и природной скромности, а исключительно из-за того, что предмет вожделения был уж слишком эфемерным.

Это еще раз доказывает, что свинья еще 3 000 лет до нашей эры, равно как и в начале текущего тысячелетия не была приручена человеком. Именно племена дреговичей и полян, а затем кривичей, радимичей и лютичей стояли у истоков свиноводства. Бежав от гуннов в густые леса Восточной Европы, наши пра-предки столкнулись с нехваткой пищи. Картошка еще не была завезена в Белоруссию Петром I, для налаживания земледелия необходимо было подсекать, корчевать, выжигать и удобрять - это месяцы! А привычные приемы охоты, срабатывавшие неплохо в лесах Центральной и Северной Европы не годились - не тот биоценоз, понимаете ли.
Спасла наших предков свинья. Точнее, кабаны и свиньи. Они, тогда еще дикие, тучными стадами курсировали по Полесью от одной дубовой рощи к другой. Человека не боялись - они его еще никогда допрежь не встречали, и поэтому были достаточно миролюбивы и спокойны. Союз свина и славянина сложился сам собой. Вначале хрюшки приходили погреться к кострам, разведенным человеком, затем начали собирать желуди и плоды-дички с деревьев, срубленным нашими предками ради расчистки пашни. Вскоре свинки уже кормились с рук человечьих, а взамен делились своими слабыми, больными и старыми членами стай. В считанные годы, подсев на дармовую еду, свиньи как дикие животные деградировали и превратились с сообразительные, но безобидные домашние ходячие склады мяса и сала.

Наличие доступного мяса сместило энергетический баланс тогдашних поселенцев белорусских земель и привело к появлению у них свободного времени, которое те смогли занять собственным размножением, а также дальнейшей направленной селекцией свиней.
Так, примерно с VI века нашей эры союз белоруса и свиньи окончательно оформился, чуть раньше, чем сложилась Киевская, затем Галицкая, Волынская, Новгородская и Владимирская, Московская и Литовская Русь. Можно ответственно сказать, что одомашнивание свиней привело к появлению восточно-славянской государственности. Уже тысячу лет назад свиноводство прочно пустило корни в поморских землях, занесенное туда полоцкими кривичами в процессе торговых сношений с россомонами и варягами. И вот уже с Севера едет в Русь Новгородскую Свинельд (названный по имени свина, как вы можете догадаться) - дружинник князя Рюрика, представитель более высоко развитой цивилизации - помогать русским наводить порядок в землях - княжити! А вместе с Рюриковичами пришло в новгородчину и свиноводство, быстро распространившись по всей Руси.
Именно жир (сало) свиньи позволял славянам переносить морозы зимнего периода времени и спокойно продолжать колонизацию восточных и северных земель. Салом лечились, салом смазывали лыжи и полозья саней, салом выводили тараканов и вшей. Из него гнали самогон и варили пиво. Да что там говорить, из сала белорусские ювелиры даже делали украшения, а гончары ваяли редкой красоты кувшины и вазы из шкурок и промасленных волосинок свиного сала. Тема свиньи нашла широкое отражение в наскальных рисунках древних прото-белорусских племен, ее облик навеки запечатлен в орнаментальном узоре, использующимся и по сей день в народной одежде бобруйского, ветковского и мозырского районов современной Беларуси.

Кухня белорусов, несмотря на то, что сегодня мы воспринимаем ее как картофеле-ориентированную, вплоть до середины XVIII века (вплоть до попадания картофеля на территорию страны) была кухней преимущественно свиной. С тех времен к нам дошли похлебка беловежская (свинина, боровики и молодая ботвинья), пирог с рылом (закрытый пирог с фаршем из пятачка, хвоста и ушей свиньи), салтесон и кровяная колбаса. К спиртному подавались моченые хрящики, к пиву - ребрышки, затушенные с кислой капустой, а по количеству видов колбас на пороге XVV века наши края могли посоперничать с Баварией. Могли, но не хотели - белорусы всегда были рассудительными и нечванливыми людьми. Да и особой расторопностью они не отличались, особенно после обеда.

Отдельно необходимо рассматривать культуру приготовления сала. Этот уникальный диетический продукт обычно готовился в новолуние, на растущей луне, исключительно мужчинами, в темноте. Главный ингредиент для его созревания - соль - долгое время была дорогим и недоступными продуктом, поэтому часто белорусам приходилось замачивать сало в том, что щедро давала родная земля - в меде, в квасе, в березовом соке и в настое крапивы. Эти рецепты, к сожалению, не дошли до нас в первозданном виде и теперь приходится сожалеть, что из нашего обихода полностью выпали уникальные национальные примеры употребления сала, томленого в прополисе или сальных крендельков с копчеными марципанами из каштанов.

Белорусы по праву оценили роль свиньи в своей истории. Даже в поговорке "Бог не выдаст, свинья не съест" слышны нотки уважительного отношения к этому животному, которое, как я уже упоминал в предыдущей статье, по статусу приравнивается в Белоруссии к полубогу. И это очень символично, что фашисты называли нас "русские свиньи". Да, для русских белорусы были предметом восхищения (мы точно такие же, родные, но у нас есть сало и мясо, хорошие дороги и даже в целом соблюдаются законы), а для немцев - отличными от русских народом, который имел свою свинину - и в этом прозвище слышалась плохо скрываемая зависть захватчиков к нашему национальному богатству. Как и чехов, которых немцы ненавидели за то, что они умеют работать, белорусов фашисты не любили за то, что те умели есть.
Наш народ в тесном союзе со свиньей выстоял на протяжении столетий, выдюжил и не пал духом - бесчисленные разорительные войны, прокатывающиеся по его территории - сначала междуусобные, затем с крестоносцами (белорусы - вместе с русскими и татарами), с татарами (белорусы - вместе с русскими и крестоносцами), с поляками (белорусы - вместе с русскими и поляками) и русскими (белорусы вместе с русскими и русскими татарами), с немцами и французами (белорусы уже на одной стороне с русскими), со свиным гриппом и разрухой постсоветского периода.

Не поддались белорусы, сохранили свою душу, язык и пищевые привычки. Но в последнее время нам угрожают два новых врага - свиной грипп и так называемое здоровое питание.
и если грипп, как заболевание, являет собой явный пример использования генетических технологий мировыми террористами, то вторая напасть - попытка изнутри разрушить основу нашей философии, попытка зомбировать менталитет нации, по сути своей - это ни что иное как замах на всю нашу историю и гордость.
Объявив свинину жирной и не диетической пищей, тяжелой и вредной, диетологи-провокаторы пошли дальше - они запретили своим последователям есть вместе картошку и свинину! Вот здесь они и просчитались... Этого белорусы не могут простить никому. И не простят. Ведь только в Минске в ресторанах сети McDonalds в гамбургерах и чизбургерах вы не найдете говядину - вместо нее внутри булочки с чесноком вольготно раскинулась сочная рыхлая жирная свиная котлета, а картошка по деревенски подается с лисичками и шкварками. Это можно с одной стороны рассматривать как нормальную практику адаптации этой уважаемой марки ресторанов подозрительно быстрого питания к культурным особенностям страны, в которой MsDоnalds ведет бизнес, однако я расцениваю эти действия как попытку втереться в доверие народу, чтобы потом попытаться незаметно перейти на говядину и растительное масло в процессе приготовлении пищи. Время покажет, в общем, не хочется понапрасну обижать наших канадских друзей.

Нет такого другого продукта в мире, который одновременно может использоваться как основное блюдо, жир для приготовления этого блюда, элемент закуски и перекуса (хлеб со смальцем, копченое сало), заправкой для первого блюда, соусом для сладкого (блинчики на сале) и элементом декора стола (мелкие прожаренные шкварочки)!

Нет такой другой страны, которая была бы столь обязана свинье.

И нет такой свиньи, я надеюсь, которая бы не понимала то, что я всем этим хочу сказать!

P.S. Если вы хотите собственноручно взрастить и слопать своего личного питомца - обращайтесь к первоисточникам:

Комментариев нет:

Отправить комментарий